Главная » Статьи » Авторские статьи |
Цветы
зла. Символизм
расцвел во Франции. Его становление связано с именами поэтов Ш.Бодлера,
С.Маларме, П.Верлена, П.Клоделя. В 1857 году выходит книга Шарля Бодлера «Цветы
зла». Она становится библией символистов. В ней впервые выдвигается теория
соответствия звука, цвета, запаха и формы. Объединение всех искусств воедино –
мечта многих сторонников направления. «А» черный, белый «Е», «И» красный, «У»
зеленый,
«О» голубой – цвета причудливой загадки… Символисты выдвигают идею взаимопроникновения
любви и смерти, гениальности и болезни, красоты и греха. Символ более
многогранен, чем художественный образ, многосложен, таит в себе целый ряд
значений. Например. понятие «чудо» и «чудовище».
Установка
на интуитивно творческое восприятие окружающей действительности. Символисты
развивают идею мистики, ухода от реальности. Мир – это миф. Мир есть символ. Ни
один предмет не отражает реальной сути. Искусство. Полностью лишенное
реалистичности, материального начала. Символизм – это протест против
грюндерства, набирающей обороты индустриализации. "Музыки, музыки прежде всего; поэтому предпочитай неровный стих (с нечетным числом слогов), менее определенный и более растворимый в воздухе, чуждый тяжести и грубости. Выбирай слова без особенной определенности: нет ничего милее смутной песни, где неясное сливается с ясным... Ибо мы ищем одних оттенков: не красок, не цветов — одних оттенков! О, лишь оттенок сливает воедино мечту с мечтой и рожок со свирелью. Беги убийственного остроумия, страшного умничанья, нечистого смеха... Сверни шею риторике..." Поль Верлен. О цвете символистов. «Мы хотим не цвета. А только оттенка» Верлен. «Уста твои подобны алой ленте на башне из слоновой кости. Раскаленные раскаты труб, возвещающие прибытие царей и наводящие ужас на врагов, не так красны как твои уста Ионакан.». Оливково-зеленые цвета превращаются в красные, розово-красные или золотистые, пламенно алые и оранжевые. Фиолетовые, отливающие то рубином, то сапфиром. Радужные переливы молочных оттенков. Дымчатые аметистовые прозрачные и совсем темные табачные, мутно-бирюзовые. Всем, кто желает понять творчество символистов необходимо ознакомиться с искусством Уальда, Клоделя, Золя.Женщина
в искусстве модерна – врата в мир скрытых чувств и желаний, она ангел и демон,
сияние и тьма. Женщина – стихия. Женщина – рок. Популярный образ Саломеи – в ее
танце обольщение и гибель. Красота и смерть сплетаются воедино. Одним из самых
популярных женских образов этого периода является образ Соломеи, который
символизирует греховную любовь, ведущую к духовной гибели. Этот мотив можно
встретить в творчестве ряда художников – неоромантика Гюстава Моро, мастеров модерна Обри Бердслея
и Густава Климта. Образ женщины используется художниками рубежа веков для
выражения таких понятий, как «любовь» и «смерть», «страдание» и «ожидание». «Все,
что отдаляло человека, а особенно женщину, от естественности — казалось ему
счастливой находкой... Склонность к преувеличенному, причудливому,
противоестественному, почти всегда противоположному строгой красоте классицизма
была для него символом человеческой воли, исправляющей на свой лад формы и
краски даваемый природой.... "
Шарль Бодлер.
«Дымное
исчадье полнолунья, Белый
мрамор в сумраке аллей, Роковая
девочка, плясунья, Лучшая
из всех камей. От
таких и погибали люди, За
такой Чингиз послал посла, И
такая на кровавом блюде Голову
Крестителя несла.: Мужской образ, прежде всего денди. Жизнь как искусство – это догма денди. Денди не отрицает буржуазные прелести общества, так как считает их благами, необходимыми для существования. Но в то же время заботы денди лишены практического смысла, аристократичны и рафинированы. Парадокс состоит в том, что для денди красота – некая субстанция, образ мышления, форма и норма поведения. Законы морали при этом теряют свою силу. Красотой денди считает все то, что соответствует его эстетическим вкусам и отвечает моральным аспектам. Дендизм направлен против существующих порядков и нравов, он антисоциален. Родиной этого явления стала Англия, затем общественные изменения и новые интересы упразднили культ красоты ради красоты. Дендизм возвращается на волне романтических и антисоциальных настроений сначала во Францию, а затем в Англию. Иконы стиля: О.Уальд, О.Бердсли, Габриеле Д’Аннунцио. Патетическая красота эллинизма, роскошь упадка – распада Римской империи, страшный трагизм величественной византийской культуры, пропавшей в огне крестовых походов, пир во время чумы Бургундских мод – все это привлекает сознание романтиков. Это ностальгия по эпохам упадка, отождествление современности с великим прошлым. Трагедия снова кажется прекрасной и достойной восхищения. Декаданс – закат эпохи – одно из основных определений духовной составляющей стиля модерн. Поль Верлен Томление, 1883 Я – римский мир периода упадка. Когда, встречая варваров рои, Акростихи слагают в забытьи, Уже, как вечер, сдавшего порядка. О, не хотеть уйти, о, не уметь уйти! | |||||||
Просмотров: 2004 | | |
Всего комментариев: 0 | |