Главная » Статьи » Авторские статьи |
Прерафаэлиты несли в творчество мифопоэтику, мистически-одухотворенный сюжет, романтизацию смерти. Искусство прерафаэлитов наполнено особой проникновенной музыкой инфернального начала, подлунного мира, где властвуют тени, а не ликующие солнечные зайчики импрессионистов. Особое внимание уделялось человеку – главному персонажу картин и поэм в духе романтического средневековья. Начнем с того, что представим себе Европу середины девятнадцатого века. Производство и экономика были на подъеме. Отныне
цена определяла эстетическую составляющую предмета. Промышленный прогресс и
активное строительство железных дорог породило новый вид отдыха – путешествия.
В городах возросло строительство общественных домов и съемных квартир, которые
заполнялись дорогой безвкусной мебелью, драпировались гобеленами и портьерами. Сформировался
и прочно укрепился в обществе новый класс – буржуазия. Состоятельность – залог
успеха в обществе. В Англии
утверждается стиль: неоготика. Большинство существующих «готических» зданий
Лондона построено в викторианскую эпоху. Здание Парламента на берегу Темзы с
Башней Виктории и часовой башней с колоколом «Большой Бен» - произведение архитектора
Ч. Бэрри, мост Тауэр через Темзу. Многие средневековые замки в это же время
«воссоздавал» А. Сэлвин. Так же на
формирование английского стиля оказали влияние колониальные походы. Англия
владела почти половиной южной части индии. Деревянные и костяные скульптурки
божков наполнили малые гостиные, в оранжереях цвели экзотические цветы, пальмы
украшали салоны и веранды. В золоченых клетках сидели большеглазые попугаи. А
особо эксцентричные джентльмены возвращались из Индии с ручными обезьянами,
кобрами и даже шакалами. Женщина
Англии – образ сдержанный. В ее костюме и прическе отсутствует манерность парижской моды, нагромождение отделки
заменяет нарочитая строгость. Англичанку отличает не только пуританское,
строгое поведение в обществе, но и изысканная экзотичность ее образа. Это
обусловлено положением Англии как колониальной страны. Кроме того, новые
художественные направления, которые формируются в Англии, говорят о
превосходстве образа в культурно-эстетическом плане.
В 1849 году три английских живописца выставили на суд публики картины, подписанные таинственной монограммой "PRB". В залах Королевской Академии Искусств среди привычных парадных портретов, сентиментальных бытовых сценок и довольно-таки скучных композиций на избитые мифологические сюжеты две картины: "Риенци" и "Изабелла" притягивали взор яркими красками и необычностью композиции. Отдельно, в галее Портланд, что находилась на углу Гайд-парка, была выставлена еще одна работа - "Юность Марии". Вскоре тайна монограммы открылась: это был символ творческого объединения художников - братства прерафаэлитов ("PreRaphaelite Brotherhood"). А все начиналось в красном доме, в небольшом двухэтажном особняке из красного кирпича, который арендовал У. Моррис. Несколько студентов – выпускников Академии художеств отказались следовать старым, изжившим себя академическим традициям школы. Идеи позднего романтизма также их не привлекали, они искали новых форм и средств выражения пластического искусства. Как итог – прерафаэлитское братство, в которое вошли Данте Габриель Россетти, Холман Хант, Джон Милле, Джон Мэддокс Браун, Берн Джонс. Основная идея искусства прерафаэлитов- вернуть искусство во лоно гармонии, говорить на поэтическом языке художников проторенессанса.Братство занималось живописью, стихосложением, ремеслами подобно своим духовным наставникам. У.Моррис разрабатывает дизайн интерьеров и занимается книгоиздательством. Его заслуга в создании интерьера, который позже назовут классическим английским. Оформление поэм. Рисунки для тканей, мебель, содержание дома и род занятий складывается в единый ансамбль. Позже его назовут «искусством жить», стилем жизни. Прерафаэлиты не просто обратили на себя внимание, они заставили многих почувствовать, что такое жизнь по законам стиля. Служение единственно прекрасному, гармония и высокая духовность художественного образа. Вместе с этим возврат к природности, отрицание жеманства и неестественности. Прерафаэлиты
кардинально пересмотрели образ женщины в
своем искусстве. Из отвлеченного кукольного образа выходит реальная, земная
женщина, обладающая чувствами и даже страстями. Она таит в себе не одну тайну,
она существует на грани миров. Женщина, способная испытывать сильные эмоции. Ее
глаза похожи на омуты, что таится в их глубинах, не знает никто. Образы запретной любви, измены и попранной
чести становятся темой в живописи. Они соседствуют с глубоко духовными,
возвышенно прекрасными образами Марии, Магдалины и героинями Шекспировских
трагедий. Это
красота – символ. Красота заведомо трагичная и инфернальная. Самым популярным
стал образ леди из Шаллот. Прекрасная дева погибла во имя любви – в этом высший
смысл красоты. Цвет
обретает символическое звучание. Активно используются симультанные контрасты. Контраст
теплого и холодного. Светлого и темного. И серый цвет вплетается в живой цвет и
создает сильное эмоциональное воздействие,
«настроение» работы. Лавандовые, бирюзовые, васильковые и пурпурные
оттенки дают напряженное звучание. Чистые красные и желтые звонко отражаются в
полутонах серо-розовых и палевых оттенков. Смешение сложных цветов рождает
гаммы переживаний от радости до отчаянья и обратно. Особым
загадочным покоем наполнены фотопортреты художников прерафаэлитов. Свет и
тень взаимодействуют в работах таким образом, что реальные контуры
предметов теряются, зыбкое пространство фотографии кажется бесконечным. Романтики
по своей сути, прерафаэлиты открыли и мир образов средневековой английской
литературы, ставшей для них постоянным источником вдохновения. Слово «братство»
передавало идею закрытого, тайного сообщества, подобного средневековым
монашеским орденам. | |
Просмотров: 8335 | Комментарии: 66 | | |
Всего комментариев: 2 | |||
| |||