Главная » Статьи » Авторские статьи |
Европа в те годы переживала настоящий русский бум. В крупных городах появлялись русские кварталы и общины, рынок задыхался от русских шалей, кружев, вышивок, сапог, самоваров и прочей утвари. На сцене, внушая изумление необычной красотой и яркостью владычествовали «Шахеризада», «Петрушка», «Золотой петушок», «Весна священная». Одеться в русском стиле стало особенно модным, платья-косоворотки, кушаки, тюрбаны на восточный манер и каскадные ожерелья. Беженки аристократки открывают свои модные дома, где основной акцент делается на народный костюм. «Китмир» - дом вышивки Марии Павловны Романовой. Эти модели стали гвоздем коллекции Шанель. После трехчасового дефиле клиенты бросились наперебой заказывать вышитые вещи. "Китмир" приобрел статус эксклюзивного поставщика Дома моды "Шанель". А в России свирепствовал революционный террор. Решением народных
комиссаров был полный отказ от всех «старорежимных» элементов. Уничтожению
подвергалось многое. Некоторые активисты собирались и Пушкина сравнять с
землей, как представителя старой литературы. Эксперимент над культурой вышел
далеко за пределы своей области. Постреволюционное время – большой эксперимент
над человеческими душами, над сознанием людей. В корне требовалось менять
мышление и поведение в обществе.
В культурной жизни России был период футуризма, авангардизма, конструктивизма. Всеволод Мейерхольд писал: «Нам не нужны размалеванные рожи и размалеванные тряпки на сцене!». Простая конструкция, лестница и рабочий комбинезон - общая одежда для всех актеров революционного театра. Новшества в архитектуре – фабрики-кухни. Крупные промышленные заводские сооружения, где соединялись общежитие и комбинат. Развивается искусство агит плаката, его основная задача не рекламировать, а требовать, агрессивно призывать. Цвета жесткие, формы максимально простые. Все должно быть ярко и предельно понятно.
Такие
составляющие быта, как жилье или одежда стали частью политики конструирования
нации посредством формирования ее «символов». «Общественное бытие определяет
общественное сознание». Была озвучена революционная доктрина вкуса. Она
основывалась на теории Карла Маркса о культе вещей в капиталистическом
обществе.
После революции 1917 г. и по окончании Гражданской войны были предприняты многочисленные попытки создания советского стиля в моде. В частности, в 1919 г. в Москве, новой столице Советской России, были созданы мастерские так называемой прозодежды, т.е. одежды для производства и повседневной носки. Что такое советский стиль и как именно должна выглядеть одежда нового советского человека, никто толком не знал. Основной проект сводился к идее переодевания всего населения страны в униформу, состоящую из жакета и прямой юбки для женщин и брюк и жакета для мужчин. Этот вариант серьезно обсуждался, и в 1921 г. даже была попытка его осуществления, но воплощению его в жизнь помешало то обстоятельство, что на складах не обнаружилось необходимого для переодевания всей страны количества темно-синей ткани. После 1949 г. в дружественном Китае подобный проект все-таки был воплощен в жизнь, поскольку ничто не могло наглядней продемонстрировать идею всеобщего равенства всех людей - равенства имущественного, социального, интеллектуального и любого другого.Другим уникальным явлением, не имевшим аналогов в мире, было общество "Долой стыд", организованное в 1925 г. при содействии Наркома здравоохранения под эгидой доктора Семашко. Целью этого общества была борьба со стыдом, как с буржуазным предрассудком. Члены общества должны были ходить по улице голыми и участвовать в манифестациях под лозунгами "Долой стыд!" и "Стыд - это буржуазный предрассудок". До нас дошли свидетельства иностранцев, оказавшихся в этот период в России и шокированных подобным зрелищем, а также многочисленные кадры фото и кинохроники. Деятельность общества прекратилась естественным путем в связи с наступлением заморозков. Вот свидетельство французского путешественника Анри Беро, побывавшего в Москве в 1925 году: « Все лето я видел людей без предрассудков и кальсон заплывавших брассом в Москва реке, чаще всего около больших мостов. Честно говоря, красавиц не было видно. Зато толстухи брали реванш. Я видел голых в автобусах и в ресторанах с лентами, поперек тела гласящими «Долой стыд!» и «Стыд – буржуазный предрассудок!» Факт купания нагишом и «интегральный» загар стал очень распространенным явлением в СССР В 1920е г.г. Под напором негативного общественного мнения общества «Долой стыд!» было ликвидировано месяц спустя. Одежда. Одной из важных новинок в русской моде 1920-х гг. был спортивный конструктивизм. В этом направлении явно ощущалось влияние архитектуры конструктивизма, представленной в России творчеством Ле Корбюзье, Родченко, Татлина и др. Модным элементом костюма, выдержанном в этом направлении, был, например, купальный костюм. Пролетариат по большей части донашивал одежду, оставшуюся от «проклятого прошлого», но в «светлое будущее» продолжал верить. Рабочие завода «Красный пролетарий» писали товарищу Троцкому: «Да здравствуют вожди всемирной революции Ленин, Бухарин, Калинин, Зиновьев, Каменев! Выдайте нам сапоги, и мы пойдем на Красную площадь. Настанет день торжества всемирного пролетарского праздника, а пока нам, рабочим-металлистам, вообще не в чем идти на Красную площадь…»Например, в воспоминаниях известной писательницы того времени Надежды
Тэффи можно прочесть о том, из чего женщины шили себе одежду - в ход шли
портьеры и занавески, простыни и другое постельное и столовое белье, скатерти и
покрывала. Очень популярен был полосатый матрасный тик, как впрочем, и любые
другие ткани, использовавшиеся в домашнем обиходе.
Самыми модными увлечениями 1920-х гг. были техника и спорт, что привело к появлению в одежде многочисленных функциональных элементов из профессиональной одежды авиатора, шофера и так далее, так как техника казалась тогда самым совершенным достижением прогресса. Популярность спорта (это отчасти объяснялось тем, что спорт оставался элитарным) вызвала появление элементов спортивной одежды (спортивный трикотаж, брюки-гольф) в повседневной жизни. Именно тогда стали носить трикотажный кардиган и пуловер вместо пиджака. Эстетический идеал красоты. Серьезное влияние в послереволюционные годы имел новый взгляд на сексуальность и вопросы взаимоотношений полов. Советским правительством декларировался классовый подход к сексу, считалось, что секс должен иметь пролетарскую направленность. Характерной для этого времени является "Теория стакана воды", которую проповедовала Александра Коллонтай. Суть этой теории сводилась к тому, что любовь признавалась буржуазным пережитком, а сексуальный контакт между людьми объявлялся простой физиологической потребностью, для осуществления которой требуется не больше оснований, чем для того, чтобы выпить стакан воды. Тело воспринималось как некий модуль, рабочая машина. Тело должно быть крепким и выносливым, радовать глаз крепкими руками и ногами, кожа здорового румяного цвета. Революционный дух бунтарской свободы создал идеал пламенного борца, с горящим взором, стремительного с движениях. Крутые вихры у мужчин приветствовались. Все линии динамичные, твердые. Женщины не отставали от мужчин по части вольницы. Стрижки стали совсем короткие, плечи широкие, крепкие ноги. «Мы, коммунисты и комсомольцы, стоим за красоту, за красивое тело, за изящную человеческую фигуру. За естественную красоту, а не подмалеванную». В концепции красоты 1920-х годов основным императивом выступали категории «естественность», «неподмалеванность», «здоровье» и «гигиена». В соответствии с господствовавшей тогда идеологией, женщина должна была восприниматься как боевой товарищ, коллега, соратник в борьбе за построение социализма.Источник: http://www.juliastudio.ucoz.ru | |
Просмотров: 2346 | Комментарии: 1 | | |
Всего комментариев: 0 | |