Главная » Статьи » Авторские статьи |
В начале, представим себе некую схему. Цвета принято различать на хроматические (все цвета спектра - радуги) и ахроматические, то есть те, в которых отсутствует компонент спектра. По сути, ахроматические цвета являются частью тона, определяют степень насыщенности и присутствия света в форме. Но смешиваясь с цветами спектра, ахроматические цвета приобретают новое качество, усложняются, обогащаются и начинают играть оттенками и тональными переходами. Основные законы гармонии цвета блестяще описаны в научных трудах И.Иттена, В.Гете, В.Кандинского.
Главным героем сегодня для нас станет таинственный, неоднозначный и едва уловимый цвет утреннего тумана, дыма Маренго, цвет жемчуга и мокрого асфальта. Самый загадочный и всех – серый цвет. Серый цвет присутствовал в искусстве с самых древнейших времен. Первобытная одежда была преимущественно темно-серого, антрацитового и серо-коричневого и серо-зеленого оттенка. Люди еще не были знакомы с техникой крашения материалов. Художники первобытного периода использовали в своем примитивном искусстве только те цвета и оттенки, которые подсказывали им простые осязательные впечатления. Искусство Древнего Египта серый цвет особенно не ценило, так как его суть не отражала ни божественно воли, ни богатства, ни власти. Серый цвет вызывал чувство неясности, колебаний, а такие эмоции были неприемлемы в стране, где все подчинялось единому канону. В искусстве Древней Греции серый цвет занимает положение «почетного сельского жителя», он ассоциируется с необработанным мрамором, пыльной дорогой античных городов. По одеждам цвета гальки, песчаника и лаврового листа горожане отличали людей живущих в деревне. И оттенки серого цвета прочно закрепились в сознании как «простые». «скромные», «немаркие». С таким статусом цвет проходит века. Удивительным откровением становится восприятие серого цвета в романском искусстве. Атмосферу тайны, соприкосновения с инфернальным миром отражает мавзолей Галлы Плацидии в Равенне. Через окна оранжевого цвета в мавзолей проникает теплый солнечный свет, будто сообщая радость, богатство и созидательную сущность земного существования. Он скользит и падает рассеянным потоком на стены и пол синего цвета. Синий цвет напротив, сообщает посетителю эмоции покоя и размышлений о душе. Синий – это цвет философов, мыслителей. Он связан с потусторонним миром. Соединяясь, цвет солнечной благодати и глубоких размышлений создают таинственный серый, играющий в воздухе теплыми зеленоватыми бликами и глубокой серо-синей дымкой в тени. Сложное, нюансированное искусство готики отражает серый цвет иначе. Стройные и графичные, дробные окна витражей, словно крылья стрекозы, отражают синтез цвета и света по примеру мавзолея в Равенне. Витражи – дитя готики, в начале состоят из ярких, простых сочетаний цвета. Но чем дальше развивается искусство, тем сложнее становятся цвета и оттенки стекла. Блики на каменных плитах костела приобретают оттенки от лавандового до серо-коричневого. Игра оттенков отражается так же и в костюмах, миниатюрах и интерьерах. Грубые, тяжелые и примитивные цвета грязно-серого цвета отражают быт крестьян и бедняков, нейтральные, строгие и спокойные оттенки монашеских одеяний смешиваются с мышиным цветом одежд горожан. Лучшей иллюстрацией отношения аристократов к серому цвету служат миниатюры часослова герцога Беррийского. Жемчужно-серые, сизые, перламутровые оттенки играют в нежно розовых и бирюзовых шелковых платьях герцогинь.
Стальным серо-лавандовым цветом сверкают латы гвардии, сочетаясь с зелеными и фиолетовыми парчевыми плащами. В готику серый цвет богат оттенками и эти оттенки приобретают определенное статусное значение. Художники раннего возрождения искали новые средства выразительности в живописи и новое понимание цвета. Искусство проторенессанса, то есть раннего возрождения, окутано воздушной дымкой свето-теневой моделировки. Форма познается и воспринимается через соотношение светлых и темных тонов. Так мы воспринимаем пейзажи в рассветных сумерках, так воспринимали искусство мастера итальянской Авроры. Достаточно взглянуть на фрески Фра Беато Анджелико да Фьезоли, что бы увидеть сдержанный, еще скованный готическими сумерками колорит, в котором цвет воспринимается через игру светлого и темного, через серые оттенки. Серый цвет выступает неким балансом, уравнивающим в правах всю гамму колорита.
Художники венецианского возрождения наделили серый цвет особым качеством. В богатой и вольной республике Венеции – владычице морей, искусство наполнено жизнью, энергией, богатыми цветовыми сочетаниями. Стальные и жемчужные оттенки явились символами твердости, благородства и богатства. Негоцианты и щеголи заказывали себе костюмы из парчи стального оттенка, бархата цвета «благородного мышиного» или нежно-жемчужного. Один из самых значимых фигур венецианской школы живописи, Тициан, в ранних работах активно использовал контрастную светотеневую моделировку. Светлые фигуры вписаны в ограниченное темное пространство, серый цвет работает как контур, соединяет цвета. В поздних работах, словно отражая неизбежную трагедию заката эпохи возрождения, цвета у Тициана начинают активное движение, смешиваются. Переходят из теплых оттенков в холодные, из светлых в темные. Работа «Святой Себастьян» передает нам эмоции смятения, грозы, скорбного и тревожного пейзажа. Эта неясность и образ скорби передан благодаря смутному, зыбкому серому колориту. Для сочных, насыщенных и теплых оттенков южного Возрождения, подобная трактовка колорита стала новым откровением. Но на севере, во Фландрии, в краю, где солнце редко радует людей теплым золотистым светом, нейтральные и неброские оттенки серого выразили общий характер пейзажа. Скудная природа, не изобилующая красками, дала художникам северного ренессанса в совершенстве постигнуть технику тонального письма. Выражение эмоций через серый цвет становится отличительной чертой Ян ванн Эйка, Лукаса ванн Лейдена, Мемлинга. Королевский семнадцатый век барокко, приносит новые идеалы красоты, новые формы понимания прекрасного. Это век порохового дыма и блеска стальных сабель, грохота чугунных пушек и дыма первых фабрик Европы. Но так же, барокко – век обольстительной дымки вуалей, жемчуга «берокко», огромных серебристых париков, легких шелков фиалкового и миртового цвета. На полотнах художников из темных тональных переходов, будто из порохового дыма, рождается цвет. Яркий, насыщенный, по-королевски торжественный. Серый цвет приобретает не только нюансы, но и изысканные оттенки. На металлических кирасах полководцев чеканятся сложные, объемные узоры. Луч света, попадая на рисунок, играет бликами, отражает огоньки случайного цвета, попавшего в ловушку этого «рыцарского зеркала».Пришедший на смену королевскому, восемнадцатый
век принес новые изменения в понимании
искусства и цвета. Смолкли пушечные выстрелы, стихли в огромных залах ассамблеи.
Наступил грациозный, камерный и аристократичный стиль рококо. Рокаэльные завитки легкой и игривой линией
проходят через все искусство, начиная от изящных маленьких дворцов, заканчивая
карманными часами и игольницами. Название стилю дал вид отделки интерьеров
гранитными панелями, в которых море оставило частички раковин и мелких
камушков. Самые популярные оттенки цвета становятся пастельные, нежные,
припыленные. Перламутрово-серый, цвет утренней росы, снова популярный жемчужный оттенок – одни из
фаворитов нового стиля. Все невинные и легкие, полутона можно увидеть на
работах Ватто, Фрагонара. В самом конце восемнадцатого века Вольтер, Руссо и
Дидро призывают общество вернуться к идеалам античности. С полотен живописцев
уходят чувственные и кукольные цвета. Появляются оттенки простые, но изящные,
выполненные легким касанием пера. Эпоха просвещения возвращает на полотна тот
самый цвет размышлений, что являлся нам в мавзолее Галлы Плацидии. Сдержанный,
но не драматичный, по особенному уютный колорит можно увидеть в работах
Жан-Батиста Шардена, Жан-Марка Наттье, Жан-Батиста Перронно. Стиль ампир – торжественный и строгий, воплотил идею императора-полководца, воскресил лучшие времена могучей римской империи. В живописи основой колорита стали белые, бело-молочные, серые и черные цвета, разбавленные яркими и насыщенными редкими красками. Военная империя выработала свои понятия о красоте и цвете. Идеал империи, кумир многих юношей и дам, Наполеон Бонапарт до конца своих дней носил шинель светло-мышиного цвета. Мужчины взяли за основу костюма английский фрак из добротного серо-коричневого сукна. Верхняя одежда мужчин так же отличалась скромностью цвета и сдержанной гаммой от палево-серого до гранитного цвета. Девятнадцатый век стал самым богатым на серые оттенки периодом искусства. Постоянные журналы регулярно публиковали модные в сезоне оттенки, а публика старалась строго соответствовать рекомендациям этих изданий. Проблемой цвета начинают интересоваться и уже в начале 19 века выходит ряд научных публикаций В.Гете, Шопенгауэра и Отто Рунге. В 1839 году химик и директор ткацкой фабрики М.Шеврель издал работу «О законе симультанного контраста цветов и о выборе окрашенных предметов», она стала научной основой импрессионистической живописи. Первые представители которой создали ряд выдающихся работ, где цвет стал не только композиционной. Но и чувственно-эмоциональной составляющей. Каспар Давид Фридрих и Констебль стали яркими представителями романтического направления в живописи. Серый цвет в полотнах этих удивительных мастеров подается как иносказательный, тайный шепот истины. Романтики активно интересовались тайнами инфернального мира, увлекались поэзией трубадуров средневековья. Серый цвет становится мистическим, сложным, неоднозначным. Он вплетается в живой цвет и создает сильное эмоциональное воздействие, «настроение» пейзажа. В русском искусстве огромное внимание значению серого цвета уделил А.Бенуа. «Тоскливая прелесть», «худосочность северного пейзажа», «приниженная прелесть» - эти ассоциации рождает цвет, который в тексте выражает волнующее настроение, передает чувство «тончайшей» поэзии. "Есть что-то очень тонко угаданное, очень верно найденное в стройной фигуре чернеца, точно от усталости прислонившегося к дереву и совершенно закрывшегося своей мрачной схимой. Но самое чудное в этой картине - пейзаж, донельзя простой, серый, даже тусклый и все же торжественно-праздничный. Кажется, точно воздух заволочен густым пасхальным благовестом, точно над этой долиной струится дивное пасхальное пение".
Импрессионисты, последователи художников романтизма, продолжали развивать идею выражения чувства в цветовых сочетаниях. Серый цвет в живописи складывается из множества цветных бликов, трепета миллиона оттенков на маленьком пространстве картины. Туман над Сеной складывается из каскада бирюзовых, аметистовых, песчано-желтых и мандариновых цветов. Закатное солнце «нагревает» серые оттенки, а перламутрово-кобальтовые мазки «охлаждают» квинтэссенцию вечернего света. Моне в своих пейзажах старался максимально изучить, уловить и передать все состояния света, его взаимоотношения с предметами. Ради чистоты эксперимента он менял холсты каждый час, находя все новые и новые оттенки колорита. Век модерна явился завершающим этапом в искусстве старой Европы. Сложная, драматическая обстановка в мире отразилась в искусстве. Живопись модерна укрыла естественные и природные цвета в сложный сероватый, усложненный колорит. Тонкие, изящные и надломленные линии обретают такие же уставшие, увядающие или наоборот, болезненно кричащие цвета. Серый цвет становится основой для каждого оттенка. Цвет увядающей розы, так называемый пепел розы, цвет мальвы, фиолетово-серый, ивовый и нефритовый, цвет песка на закате, каменистый и мышиный. Любой цвет спектра рассматривался живописцами модерна через припыленные стекла моноклей, затуманенные окна маленьких мансард. Серебрянная роса потоком бисера льется с нежно-лавандовых и пепельных шифоновых платьев аристократок.
Мужчины носят костюмы цвета маренго, цвета мокрого асфальта и лондонского неба. Люди попроще одеваются в платья цвета грезет. Серый цвет – это признак усталости, отсутствия воли, покорности неизвестному. Е.Лансере, А.Бенуа, В.Серов – художники журнала «Мир искусств» используют серый колорит в работах в качестве основы, маски, которую одевают на каждое произведения, уравнивая эмоциональное воздействие. Сводя любое чувство к усталому изнеможению, к созерцанию покорности. Колорит модерна непредсказуемо сложный, трагичный и вместе с тем прекрасный. Припыленные, глухие или едва видимые колебания цвета являются прекрасными образцами тонкого эстетического чутья, предельного понимания красоты полутонов и их эмоционального воздействия. Только тому, кто понимает цвет, чувствует его нежную душу, открывается вся красота и внутренняя сущность. Серый цвет является символом гармонии и стабильности. Он соединяет противоположности, примиряет контрасты. Светло-серый выражает свободу и легкость, хорошо успокаивает, умиротворяет. Темно-серый оттенок создает ощущение тяжести, стабильности, приглушенности. Являясь цветом многовековых горных пород, этот серый оттенок является символом твердыни, надежности. Серый цвет мы встретим в оперении птиц, граните, старом выцветшем дереве и роскошном мраморе, в шелке и бархате, в перламутровых переливах и небесах. Цвет – величайший подарок природы. Через цвет мы чувствуем, а значит существуем. 18.09.2009.Источник: http://авторская статья | |
Просмотров: 3646 | | |
Всего комментариев: 0 | |