Главная » Статьи » Авторские статьи

Античный портрет. Часть 2

Римлянин - живой бог, властелин мира. Красота античных канонов, искусство покоренной Эллады захватывает римлян. Сила, выносливость отныне сочетаются с изяществом и гармонией тела, тонкостью ароматов, роскошью одежд.
Стремление уподобиться богам отразилось на идеализации черт в римском портрете. Ярким примером является скульптурный портрет Октавиана Августа. В нем виден контраст между горячим призывом, содержанием позы, подчеркнутым статусом и холодом черт, идеализированной внешностью. Известно, что Август был слабого здоровья и часто кутался в теплый плащ. Однако в мраморе он изображен настоящим Марсом или Аполлоном.
В римском портрете хорошо ощущается стремление художников передать психологическую особенность человека, создать некий имидж портретируемого.
Искусство римского портрета поздней империи принято делить на несколько периодов. Вот основные.
Первый из них - Адриановский. Название свое он получил по имени императора Адриана. Все стилевые особенности диктуются не только модой на все греческое, но и личным вкусом императора. Адриановские портреты отличает отрешенность образов, проработка глубины чувств, стремление увидеть внутренний мир. Поклонник всего греческого, Адриан приветствовал философию, историю, поэзию. Любовь к этим наукам отразилось во внешнем романтичном облике императора. Жесткая, сухая линия в портрете смягчается, становится более гибкой. Проработка нюансов отличается изысканностью. Идет поиск наилучшей формы.
Второй период - солдатский. на троне выборные императоры, которых поддерживает гвардия. Солдаты на троне диктуют новый художественный образ. Вследствие меняется общее настроение от портрета. важным становится простота формы и строгость линии. Скульптор демонстрирует крайний реализм в передаче черт. Резец высекает мелкие штрихи, будто мастер создает быстрый карандашный набросок.
Третий период - Константиновский. Эпоха правления императора Константина ознаменовалась кардинальными переменами в культуре, философии, религиозной мыли и конечно же в искусстве. Сложный период гражданских войн и религиозных исканий отразился в напряженности черт моделей. Широко открытые глаза и условная моделировка лица, как бы застывшая мысль на лицах - все это свидетельство кризиса старого римского стиля. Внимание переключается на духовный мир модели, уже не такой мечтательный, как в портретах адриановской поры.
Портретами Константиновского периода открывается новая страница истории искусств.
Категория: Авторские статьи | Добавил: Article (06.04.2011) | Автор: Юлия Киреева E W
Просмотров: 2737 | Теги: чтение, стиль, искусство | Рейтинг: 5.0/4
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: