Кто были эти новые люди, так смело и ярко заявившие о себе в начале 6 века до н.э. Сохранившиеся портреты и свидетельства Катона оставляют живой портрет римлянина республиканской эпохи. Суровый образ жизни, многочисленные войны и укрепление своего государства заставляли людей быть физически выносливыми, волевыми. В ранних образах совершенно отсутствует характерная для этрусков лирика. Предельно простые и понятные черты лица, сухие, резко очерченные пропорции. Все в человеке отражало «спартанский» дух, ничего лишнего. Катон завещал юношам воздержание от изобилия, в каком бы то ни было виде. Излишнее развращает ум и разлагает душу. Поэтому в мальчиках воспитывался атлет, борец, стойкий воин, обладающий ясным разумом и твердой волей. А в женщине видели спутницу жизни, подругу, хранительницу очага, мать семейства. Эталоном красоты считался человек, заслуживший уважение сограждан верностью республике. И неважно при этом, какой внешностью он обладал. Забота о красоте и пропорциях появится потом, а сейчас это зрелые мужчины, хозяева слова и права жизни своих домочадцев. Ранний скульптурный портрет отражает эти суровые нравы во всей полноте. Изначально скульптурный портрет был частью ритуального обряда, наследованного у этрусков. И первые портреты были слепками, посмертными масками. И лишь спустя время перешли в разряд самостоятельного вида искусства. От посмертной маски портрет перенял документалистскую точность. Как фото в паспорте. Каждая морщинка и неровность передавалась с точностью. В ранних портретах нет никакого стремления к идеализации или поиска внутреннего, духовного мира модели. Все предельно просто и жестко, как сама римская жизнь. Лишь в поздних республиканских портретах обнаружится поиск чувственной составляющей модели. Люди, изображенные на портретах, начинают постепенно оживать, становиться более приятными для восприятия. Это обусловлено мощным явлением эллинизации римского искусства. Греческим мастерам поручается создание портретов. И греки приносят в скупую форму римлян изысканность линии, любование фактурой, движением пропорций. Римский портрет более не занимается пересчетом морщин, он проникает в суть заказчика. Портрет становится говорящим, визитной карточкой владельца. Создавая богов из мрамора совершенными, греки никогда не обращались к жанровому портрету. Греческое искусство – искусство духа. Римляне привнесли в него материальную составляющую, спустив богов с небес на землю, поставив свои изваяния в один ряд с Артемидой и Аполлоном Позже римское портретное искусство будет не раз возвращаться к поздней республиканской манере ваяния.
|