Главная » Статьи » Авторские статьи

Символисты. Цветы зла.


Цветы зла.

Символизм расцвел во Франции. Его становление связано с именами поэтов Ш.Бодлера, С.Маларме, П.Верлена, П.Клоделя. В 1857 году выходит книга Шарля Бодлера «Цветы зла». Она становится библией символистов. В ней впервые выдвигается теория соответствия звука, цвета, запаха и формы. Объединение всех искусств воедино – мечта многих сторонников направления.

 «А» черный, белый «Е», «И» красный, «У» зеленый,

«О» голубой – цвета причудливой загадки…


Символисты выдвигают идею взаимопроникновения любви и смерти, гениальности и болезни, красоты и греха. Символ более многогранен, чем художественный образ, многосложен, таит в себе целый ряд значений. Например. понятие «чудо» и «чудовище».

Установка на интуитивно творческое восприятие окружающей действительности.

Символисты развивают идею мистики, ухода от реальности. Мир – это миф. Мир есть символ. Ни один предмет не отражает реальной сути. Искусство. Полностью лишенное реалистичности, материального начала. Символизм – это протест против грюндерства, набирающей обороты индустриализации. 

"Музыки, музыки прежде всего; поэтому предпочитай неровный стих (с нечетным числом слогов), менее определенный и более растворимый в воздухе, чуждый тяжести и грубости. Выбирай слова без особенной определенности: нет ничего милее смутной песни, где неясное сливается с ясным... Ибо мы ищем одних оттенков: не красок, не цветов — одних оттенков! О, лишь оттенок сливает воедино мечту с мечтой и рожок со свирелью. Беги убийственного остроумия, страшного умничанья, нечистого смеха... Сверни шею риторике..." Поль Верлен.

О цвете символистов. «Мы хотим не цвета. А только оттенка» Верлен. 

«Уста твои подобны алой ленте на башне из слоновой кости. Раскаленные раскаты труб, возвещающие прибытие царей и наводящие ужас на врагов, не так красны как твои уста Ионакан.». Оливково-зеленые цвета превращаются в красные, розово-красные или золотистые, пламенно алые и оранжевые. Фиолетовые, отливающие то рубином, то сапфиром. Радужные переливы молочных оттенков. Дымчатые аметистовые прозрачные и совсем темные табачные, мутно-бирюзовые.

Всем, кто желает понять творчество символистов необходимо ознакомиться с искусством Уальда, Клоделя, Золя.

Женщина в искусстве модерна – врата в мир скрытых чувств и желаний, она ангел и демон, сияние и тьма. Женщина – стихия. Женщина – рок. Популярный образ Саломеи – в ее танце обольщение и гибель.


Красота и смерть сплетаются воедино. Одним из самых популярных женских образов этого периода является образ Соломеи, который символизирует греховную любовь, ведущую к духовной гибели. Этот мотив можно встретить в творчестве ряда художников – неоромантика  Гюстава Моро, мастеров модерна Обри Бердслея и Густава Климта. Образ женщины используется художниками рубежа веков для выражения таких понятий, как «любовь» и «смерть», «страдание» и «ожидание». «Все, что отдаляло человека, а особенно женщину, от естественности — казалось ему счастливой находкой... Склонность к преувеличенному, причудливому, противоестественному, почти всегда противоположному строгой красоте классицизма была для него символом человеческой воли, исправляющей на свой лад формы и краски даваемый природой.... " Шарль Бодлер.

«Дымное исчадье полнолунья,

Белый мрамор в сумраке аллей,

Роковая девочка, плясунья,

Лучшая из всех камей.

От таких и погибали люди,

За такой Чингиз послал посла,

И такая на кровавом блюде

Голову Крестителя несла.:

А.Ахматова.

Мужской образ, прежде всего денди. Жизнь как искусство – это догма денди. Денди не отрицает буржуазные прелести общества, так как считает их благами, необходимыми для существования. Но в то же время заботы денди лишены практического смысла, аристократичны и рафинированы. Парадокс состоит в том, что для денди красота – некая субстанция, образ мышления, форма и норма поведения. Законы морали при этом теряют свою силу. Красотой денди считает все то, что соответствует его эстетическим вкусам и отвечает моральным аспектам. Дендизм направлен против существующих порядков и нравов, он антисоциален.  Родиной этого явления стала Англия,  затем общественные изменения и новые интересы упразднили культ красоты ради красоты. Дендизм возвращается на волне романтических и антисоциальных настроений сначала во Францию, а затем в Англию. Иконы стиля: О.Уальд, О.Бердсли, Габриеле Д’Аннунцио.

Патетическая красота эллинизма, роскошь упадка – распада Римской империи, страшный трагизм величественной византийской культуры, пропавшей в огне крестовых походов, пир во время чумы Бургундских мод – все это привлекает сознание романтиков. Это ностальгия по эпохам упадка, отождествление современности с великим прошлым. Трагедия снова кажется прекрасной и достойной восхищения. Декаданс – закат эпохи – одно из основных определений духовной составляющей стиля модерн.

Поль Верлен

Томление, 1883

Я – римский мир периода упадка.

Когда, встречая варваров рои,

Акростихи слагают в забытьи,

Уже, как вечер, сдавшего порядка.

О, не хотеть уйти, о, не уметь уйти!

Категория: Авторские статьи | Добавил: Article (21.05.2010) | Автор: Юлия Киреева E W
Просмотров: 1934 | Теги: стилистика, чтение, цвет, стиль, искусство | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: